Кино и детали: важные и интересные факты о гении режиссуры Стэнли Кубрике

Сегодня настроение, погруженное в мир кино. Мне захотелось написать небольшую заметку с самыми важными и интересными фактами о легенде режиссуры - Стэнли Кубрике. Этот знаменитый американский режиссёр, сценарист, продюсер, редактор и оператор, признан одним из величайших кинематографистов всех времён. Он вкладывал в работу всю свою душу, всё своё сердце, все свои знания и талант. Ему были подвластны абсолютно разные жанры: от романтических комедий до фильмов ужасов.  

Стэнли Кубрик родился и вырос в Бронксе, в Нью-Йорке. Его отец был физиком. А вот сам Кубрик, несмотря на свой острый ум, не особо хотел проявлять себя в научной сфере. Его привлекало творчество. В 16 лет он занял должность школьного фотографа. А вскоре и вовсе ушёл из школы и продал свой первый снимок в журнал LOOK. Ну, а в 17 лет Стэнли стал штатным фотографом LOOK и до 21 года путешествовал по стране в должности фоторепортёра. 

 

Огромное влияние на молодого Кубрика оказал русский (советский) кинематограф.  Когда Стэнли всерьёз заинтересовался кино, его внимание привлекли два значимых и важных советских режиссёра: Сергей Эйзенштейн и Всеволод Пудовкин. Многие кинокритики считают, что именно влияние этих режиссёров и легко в основу потрясающего уникального стиля и невероятных художественных приемов Стэнли Кубрика. 

 

По рассказам тех, кто работал с Кубриком, режиссер был страшным перфекционистом. Он мог потратить несколько лет на разработку собственного проекта или вовсе поехать в поисках нужного звука на другой конец света. Он не мог остановиться, пока не получит идеальный кадр. Такая невероятная любовь и страсть к красоте и кино часто утомляла актёров. Так, интересный факт, что знаменитый детектив «С широко закрытыми глазами» (1999) вошёл в Книгу Рекордов Гиннеса, как фильм, который снимался дольше всего. А снимали его целых 400 дней подряд. Кстати, сцену с Томом Крузом переснимали целых 95 раз). Что ещё невероятнее, но в прокат картина вышла в июле 1999, уже после смерти Кубрика (его не стало в марте 1999). 

Начинающим кинематографистам Кубрик всегда советовал изучать советский кинематограф. Например, теоретические работы советского режиссера Всеволода Пудовкина. Своих книг по теории у Стэнли Кубрика не было. 

 

Фильмы так называемых "чистых" жанров Кубрик не признавал. Режиссер был абсолютно уверен, что искусство кинематографа нуждается в экспериментах. Кубрик стремился сделать из каждого своего фильма нечто особенное (он называл этот жанр «черной комедией»). Он создавал микс из юмора, повествования и пугающих ужасов. 

 

Музой и спутницей Стэнли Кубрика с 1957 года и до самой его смерти в 1999 году стала немецкая актриса и певица Кристиана Харлан – они познакомились на съемках ленты «Тропы славы» (1957) и поженились вскоре после выхода фильма в прокат. Брат Кристианы Ян Харлан продюсировал все фильмы Стэнли Кубрика начиная с «Барри Линдона» (1975). Сейчас Кристиана Кубрик и Ян Харлан являются хранителями архивов работ Стэнли Кубрика. 

 

«Заводной апельсин» (1971) – один из самых известных фильмов Стэнли Кубрика. Фильм был снят по одноименному литературному произведению Энтони Берджесса . Картина вызвала тогда большие споры среди кинокритиков (да и сейчас многие неоднозначно высказываются о ней) и спровоцировала неизвестных преступников на серию убийств. Преступления совершались в начале 1970 в Великобритании и полностью пародировали сцены насилия из фильма. Этот факт очень тревожил Кубрика. Более того, неизвестные угрожали и ему ворваться в его дом и расправиться с семьей. Тогда Стэнли запретил показ этого фильма в Великобритании. Запрет сняли только после смерти режиссёра. 

 

Легендарный фильм «Сияние» (1980) по книге знаменитого Стивена Кинга вызвал недовольство и критику со стороны автора произведения. Кинг говорил, что многие моменты картины способны не на шутку испугать, а Джек Николсон в главной роли, по мнению писателя, и вовсе не зацепил. Стивен утверждал, что эта роль не подходит ему. 

 

При съемках любого фильма Стэнли Кубрик не только использовал целый арсенал объективов, но и всегда заказывал у специалистов новый – по индивидуальным характеристикам. Он предпочитал сверхширокоугольные объективы, как, например, Kinoptic 9.8mm в некоторых сценах «Заводного апельсина» и «Сияния» (для достижения эффекта т.н. «ужасного зума» - horror zoom). Но все же одним из его самых знаменитых приемов был зум от крупного плана до общего, для чего он использовал специально созданный Cine-Pro 24-480mm T9. 

 

До своего знаменитого фильма-нуар «Убийство» (1956) Стэнли Кубрик снял два фильма, но именно «Убийство» принято считать началом его голливудской карьеры. 

Стэнли Кубрик не только вдохновил целое поколение кинематографистов, но и оказал сильное влияние на развитие кинематографа в целом. В отличие от многих режиссеров, Стэнли Кубрик любил работать над экранизациями литературных произведений и не считал, что так он хоть как-то умаляет свое достоинство как постановщика.

 

Кубрик говорил, что при адаптации какого-либо литературного произведения постановщику «нужно выбрать тот роман, который не является шедевром, и улучшить его».